Краткий справочник для журналистов, пишущих о парашютном спорте

Этот текст был написан в мае 2008 года. Мы не могли не перепечатать его, потому что, во-первых, он великолепен, во-вторых, повторение — мать ученья, а в-третьих, автор разрешил. Автор — журналист, скайдайвер и ЖЖ-юзер septik. Текст был опубликован в ЖЖ-сообществе журналистов и сообществе парашютистов, ссылка на него есть и в Википедии.

septikКраткий справочник для журналистов, пишущих о парашютном спорте

Уважаемые коллеги! По итогам прочтения очередной безграмотной статьи о парашютном спорте у меня появилась идея сделать краткий справочник для тех, кого трудная журналистская судьба заставляет писать о парашютах и парашютистах. Я понимаю, что те коллеги, которые хорошо делают свою работу, и без меня справятся при помощи Wikipedia и консультантов, а плохим уже ничто не поможет, но надеюсь, хотя бы фактических ошибок станет меньше.

Тема параспорта вообще, и околопарашютных происшествий в частности, все чаще затрагивается в различных неспециализированных СМИ. В случае серьезного подхода к подготовке материалов количество фактических и терминологических ошибок, как правило, незначительно, но даже тех, что остаются, все равно хватает для того, чтобы испортить впечатление от неплохо подготовленной статьи. Что уж говорить о наспех написанных заметках, сделанных по материалам иноязычных источников, когда неточности перевода накладываются на трудности понимания терминологии? В этом нет ничего удивительного. Параспорт — вещь в себе, многие его нюансы можно уловить, только если посвятить ему всю свою жизнь. Или если под рукой есть хороший консультант. Хочу помочь тем, кто пишет о парашютистах. Я постараюсь перечислить наиболее распространенные ошибки, объяснить терминологию. Моей целью не является «научить жизни» кого бы то ни было. Я лишь могу помочь. Спасибо за понимание.

В самом начале работы над статьей

Определитесь, идет ли речь о спортивном или развлекательном прыжке, прыжке военного-десантника или B.A.S.E. Если произошел инцидент или трагедия — выясните, с чем это связано: с проблемами в воздухе, когда неправильно функционируют основной или запасной парашют, или это случай на приземлении с абсолютно исправным, наполненным и управляемым основным или запасным парашютом. Это очень важно, поскольку в каждом конкретном случае может идти речь о парашютных системах очень разной конструкции, да и терминология может довольно существенно отличаться.
С современными парашютными системами прыгают все профессиональные спортсмены-парашютисты, «фан-джамперы», прыгающие для развлечения и «студенты», проходящие курс обучения парашютным прыжкам по программе AFF. Кроме того, похожие парашюты используют бойцы лесоохраны, МЧС и некоторые отряды спецназначения. Не будет преувеличением сказать, что такие системы используются для подавляющего большинства прыжков.

Из каких частей состоит современная парашютная система:

— Основной парашют-крыло с вытяжным парашютом — «медузой»
— Запасной парашют-крыло
— Страхующий прибор
— Ранец с подвесной системой

Основной и запасной парашюты, или как иногда, говорят, «купола», а также страхующий прибор расположены в ранце. Парашютист раскрывает основной парашют каждый прыжок, и каждый раз после приземления укладывает (а не «складывает») его в ранец. Обычная высота раскрытия — около 1000 метров. Для раскрытия основного на современных спортивных парашютных системах не нужно «дергать кольцо». Кольца остались в далеком прошлом, когда парашюты были большими и круглыми. Теперь для этого нужно извлечь из ранца вытяжной парашют (маленький круглый парашютик, который при помощи соединительного звена-«стреньги» соединен с основным куполом) и бросить его от себя. Он наполнится и вытащит из ранца основной купол. Если основной купол по каким-либо причинам не раскрывается, или раскрывается, но на нем невозможно нормально приземлиться, говорят, что «произошел отказ» основного парашюта. Чтобы не работающий основной парашют не помешал раскрытию запасного, в случае отказа основной нужно «отцепить». Сама процедура избавления от основного называется «отцепка». На ранце предусмотрена специальная система, которая позволяет сделать отцепку в одно движение. Нет никакой необходимости «отрезать стропы».
Запасной парашют раскрывается в случае, если происходит отказ основного или если необходимо раскрыться как можно быстрее (например, если парашютист по каким-то причинам не успел раскрыть основной до высоты 1000-600 метров). Раскрыть запасной парашют можно двумя способами:

— Ручное раскрытие: парашютист дергает кольцо запасного парашюта;
— Раскрытие страхующим прибором: если на высоте около 300 метров страхующий прибор фиксирует скорость снижения, соответствующую скорости свободного падения, то страхующий прибор раскрывает ранец — это дает начало наполнению запасного парашюта.

Запасной парашют укладывают только специалисты — «риггеры», прошедшие соответствующий курс обучения. Запасные парашюты переукладываются раз в шесть месяцев. Это делается, чтобы, во-первых, купол не слеживался, и во-вторых, чтобы убедиться в исправности всей парашютной системы.

Страхующий прибор: большинство парашютистов используют микропроцессорные страхующие приборы. Философия подобных аппаратов «включил-и-забыл». Прибор сам отслеживает высоту, на которой находится, и скорость, с которой падает парашютист. Если высота слишком мала, а скорость падения не уменьшается — страхующий прибор срабатывает и открывается запасной парашют. Обращаю ваше внимание: некорректно писать что-то вроде «к счастью, он нажал на кнопку и страхующий прибор раскрыл запасной парашют» (привет газете «Твой день»). Не надо нажимать никаких кнопок. Надо только включить страхующий прибор в начале прыжкового дня — остальное он сделает сам. Но и конструкция «к счастью, он успел перед прыжком включить страхующий прибор» тоже некорректна — страхующий прибор включается не от случая к случаю, а всегда. На каждом аэродроме есть специально обученные люди, которые следят за тем, чтобы во взлеты не попадало людей без исправно работающих и своевременно включенных приборов.

«Круглые» (десантные) купола. С такими парашютами прыгают военные-десантники и члены отряда космонавтов на подготовительных сборах. Бывает, что с такими парашютными системами прыгают на показательных выступлениях и всяческих авиационных праздниках. В отличие от спортивных систем, здесь установлены «круглые» парашюты большой площади (около 80 квадратных метров). Такие системы отличаются очень высокой надежностью, но безнадежно устарели с точки зрения маневренности, удобства использования и возможности парашютиста влиять на процесс прыжка.

Десантная парашютная система состоит из:

— Ранца, в котором уложен основной купол и на котором стоит механический страхующий прибор, и подвесной системы;
— Запасного парашюта, который расположен на подвесной системе спереди, на уровне живота парашютиста.

Для того чтобы раскрыть основной парашют, парашютисту либо не надо предпринимать никаких действий (так называемые прыжки с принудительным раскрытием), либо приходится «дергать кольцо», которое расположено на подвесной системе в районе плеча. Если по каким-либо причинам происходит отказ основного купола, для введения запасного отцепка не требуется. Все, что требуется от парашютиста — выдернуть еще одно кольцо — на сей раз запасного парашюта, расположенного на животе. Если парашютист не предпринимает никаких попыток раскрыть основной круглый купол — на высоте 600-800 метров за него это делает механический страхующий прибор.

B.A.S.E. прыжки

BASE — это сокращение от Building, Antenna, Span, Earth (здание, антенна, мост, скала) — списка объектов, пригодных для прыжков без использования летательного аппарата. Как правило, высота таких объектов невелика, а раскрытие парашюта происходит очень низко, на уровне 20-100 метров. Понятно, что использование страхующих приборов и запасных парашютов в такой ситуации просто бессмысленно. Поэтому бэйс-система состоит из:

— Ранца с подвесной системой;
— Основного и вытяжного парашюта.

Наиболее частые ошибки при написании статей

Часто запасной парашют называют «резервным», а то и «вспомогательным». Первый термин хотя и допустим, но не соответствует сложившейся русскоязычной терминологии, второй — и вовсе неверен. Основной парашют иногда называют «главным». Это неточная калька с англоязычного main chute, не соответствующая сложившейся русскоязычной терминологии. У парашютиста только два парашюта — основной и запасной. Когда идет речь о том, что парашют не может нормально раскрыться, есть большой соблазн написать «у парашюта запутались стропы». Это неверное обобщение, поскольку такие виды отказов встречаются нечасто. В такой ситуации гораздо более уместно конкретизировать, написать «парашют раскрылся не полностью», «парашют зацепился за что-то» или «парашют порвался на раскрытии» (если произошло именно это). В крайнем случае, можно воспользоваться специальным термином в конструкции вроде «как говорят парашютисты — произошел отказ купола».
Если основной парашют-крыло не может обеспечить безопасного приземления, то для нормального раскрытия «запаски» его нужно отцепить. Именно отцепить, а не «отрезать». На каждом современном парашюте стоит специальная система отцепки, позволяющая сделать это одним движением.

«Парашютист упал с высоты 4000 метров и выжил». Во-первых, в падении с высоты 4 километров или с высоты 400 метров на землю нет особой разницы. Дело в том, что в воздушной среде скорость падения довольно быстро стабилизируется и не растет выше определенного предела. Для этого достаточно 200-300 метров. Если человек падает на животе — его скорость около 200 километров в час. Если на голове (в принципе, это не особо устойчивое положение свободного падения, так умеют только довольно опытные парашютисты) — то до 400 километров в час. Если с такой скоростью упасть в сугроб, в воду, на куст ежевики, на скользкий склон и т.д. — человек не способен выжить. Другое дело, что в большинстве случаев отказов у парашютиста есть вышедшие из ранца основной или запасной купол. В такой ситуации они хотя не обеспечивают безопасного приземления, но довольно сильно уменьшают скорость падения. Если упасть на что-то мягкое, можно действительно отделаться не опасными для жизни травмами. Помните об этом, и всегда уточняйте, были ли у парашютиста раскрыты основной и запасной купола.

И еще одна чрезвычайно глупая, но неимоверно распространенная ошибка — фразы вроде «прыжки с парашюта». Никто не забирается ногами на парашют и не прыгает с него. Только «с парашютом», и никак иначе.

Трудности перевода

Многие специальные термины могут в переводе принимать довольно причудливые формы. Вот небольшой словарик англоязычных парашютных терминов:

cut-away — отцепка (отсоединение основного парашюта для того, чтобы безопасно раскрыть запасной)
Cypres, Vigil — фирмы-производители электронных страхующих приборов. Часто в текстах используется аббревиатура AAD.
skydiver — парашютист. Обычно этим словом пользуются, если речь идет о гражданском парашютисте — «фан джампере» или спортсмене.
paratrooper — десантник. Имеется в виду военный парашютист.

Спасибо, что потратили свое время и дочитали статью до конца.

P.S. Команда сайта Skydive Rostov желает коллегам-журналистам вдохновения, точности мыслей и формулировок, профессионального подхода к каждому тексту.

Поделиться на своей странице:
  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • В закладки Google

Related posts

Leave a Comment

*