Парашютисты во время ВОВ

Галина Пясецкая
Галина Пясецкая

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На защиту Родины встали все советские люди. Не остались в стороне и воспитанники Осоавиахима. Многие тысячи вчерашних спортсменов-летчиков, парашютистов, планеристов и других технических видов спорта Осоавиахима пополнили ряды Воздушно-десантных войск, военных летчиков, партизанских отрядов, подполья… Они вписали много славных страниц в летопись Великой Отечественной войны.

Известная в стране парашютистка, воспитанница Центрального аэроклуба СССР Галина Пясецкая добровольно ушла на войну и стала бойцом Воздушно- десантных войск. На службу ее направили в отдельную опытно-испытательную эскадрилью. Должность у сержанта Пясецкой — инструктор-парашютист. Среди летного состава Пясецкая была единственной женщи¬ой. Она имела уже 62 прыжка — больше, чем у любого из ее сослуживцев-инструкторов. За годы войны Галина сделала еще 221 прыжок. Были среди них и показательные — для десантников, испытание парашютной и другой десантной техники, снаряжения, прыжки с различных типов самолетов, подвесных кабин, планеров, аэростатов. Совершали прыжки и днем и ночью, в любую погоду, даже при сильном ветре. Причем испытателям каждый раз надо было фиксировать все детали» прыжка в своей памяти, чтобы потом давать свои заключения, как прыгать с разными предметами и как их крепить, чтобы они не мешали во время полета или спуска под куполом и тем более при- приземлении. Ведь на земле боец должен сразу вступить в бой. Важно было проверить, испытать, как крепить ту или иную вещь, как упаковывать грузы, потом их сбрасывать, чтобы на земле все необходимое получили сохранным. А ведь грузы были самые разные: от боевого снаряжения до продуктов питания. Сначала сбрасывали с бреющего полета. Потом на воду. Новые задачи, новые испытания… Кроме того, в задачу испытательной эскадрильи входила не только доставка груза партизанам, но и поддержка связи с советскими людьми, оставшимися на временно оккупированной территории.

Вот несколько записей Галины Пясецкой из дневника военных лет:
«21.07.1943. Медвежьи озера. Самолет ПС-84. Высота — 700 м. Скорость полета при выброске — 180. Испытываются катушки с телефонным кабелем. Тяжесть-то у них небольшая, килограммов девять, но они треугольные, деревянные и очень нескладные. Привязываю катушку на левый бок, сзади. Как я буду отделяться? Выскочила хорошо. Но стропы задели за угол катушки, подняли ее и прижали к спине. А тут еще новая подвесная система… С новым замком… Пряжки едут вверх и бьют по лицу, особенно мешают при разворотах и приземлении…»

«1.02.45. Клин. У-2. Н = 600. V = 70. Продолжаем испытания с контейнером. Сегодня вес до 20 кг. Тяже¬ло. Все бы ничего, но сесть в У-2 и вылезать на крыло в воздухе — сложно. Делать нечего, пришлось прыгать — удовольствия мало, но справилась. Стоять на крыле — трудно. Ждала команду с нетерпением. Наконец-то слышу: «Пошел!». Хорошо — не кувыркает, — рывок при раскрытии порядочный. Купол раскрылся. Все нормально, а вот освободиться от контейнера трудно — много работы, ремни сами не сползают. Села в сугроб, но ветер тащит вперед, а груз — «кирпичи», держит на месте, так и задушить недолго. Еле добралась до замка и освободилась от купола».

«22.02.45. Клин. Ли-2. Н = 600. V = 170. Сегодня хотя и мороз – 23 С, но солнечно и почти тихо. Идем с контейнером 30 кг. Он вместе с парашютом превышает мой собственный вес. Хорошо, что друзья помогли, «погрузили» в самолет, иначе бы не смогла. Немножко волновалась, но это пока взлетали. Прыгнула хорошо. Все сработало нормально. Первые два раза приземлилась удачно — на снег, хотя упала на спину. В штиль — это нестрашно. На третьем прыжке, к счастью, сразу развернуло по сносу, иначе было бы худо, ведь в таком обмундировании — рук не поднять, а попала на бетонку. Приложило очень здорово. Удар получился скользящий. Потом потащило, а контейнер тормозит и система душит. Хорошо, что есть замок, он и спасает, ведь при ветре отстегнуть карабин почти невозможно. Мы все рады, испытания идут удачно, это вроде нашего подарка ко дню Красной Армии получилось».

В обязанности Галины Пясецкой входило и укладывать парашюты для летчиков, планеристов, десантников, для различных грузов. Иногда работали чуть не целые сутки, до тех пор, пока слушались руки, пока врач не отстранял… Сколько штук в день — никто не считал. Никто не считал и скольким людям спасли эти парашюты жизнь…

Продолжение следует

По материалам книги легендарной парашютистки Бернадеты Васиной «Испытание небом».

Related posts

One Thought to “Парашютисты во время ВОВ”

  1. Александра

    Супер! очень интересная статья!

Leave a Comment

*